«Жить православной верой в современном мире» Беседа с учеником преподобного Паисия Святогорца архимандритом Иринеем (Верикакисом)

Данный текст представляет собой расшифровку выступления архимандрита Иринея (Верикакиса) и его ответы на некоторые вопросы верующих.

Встреча с архимандритом Иринеем состоялась 7 февраля 2018 года в Свято-Троицком Ионинском монастыре г. Киева.  

Архимандрит Ириней (Верикакис): Возлюбленные, дорогие братья и сестры, собратья священники. Мы приехали как смиренные паломники в землю, которая распространила православную веру дальше на север, которую пронизывают теперь корни священные, глубокие, древние и вечные единой и нераздельной нашей Православной веры. И мы рады возможности, в рамках этого короткого паломничества, встретиться с вами в стенах этого монастыря, по благословению наместника этой обители, и по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия, Предстоятеля вашей Церкви, как рады и счастливы видеть вас всех здесь вместе.

Сегодня день памяти святителя Григория Богослова, патриарха Константинопольского, древнего святого, а также, как вы все знаете, – священномученика Владимира, митрополита Киевского. Впервые узнав о его житии, я в очередной раз пришёл к выводу, что быть в Церкви возможно лишь в качестве мученика. Церковь существует и будет существовать до конца времен, чтобы напоминать нам, кроме всего прочего, о том, что христианская жизнь является непрестанным, ежедневным мученичеством ради Христа. Возрадуемся, дорогие братья и сестры, что мы принадлежим к Церкви мучеников – тех, кто засвидетельствовал свою веру кровью, и тех, кто засвидетельствовал ее мученьями совести. Ваша страна является одним из ярчайших примеров такого образа жизни. Сколько тысяч родных, дедушек и бабушек, пережили гонения и страдали только ради того, чтобы сохранить православную веру! Где в других местах происходило подобное? Вот, к примеру, мы в Греции 400 лет переживали постоянные гонения от мусульман. Какая православная страна не дала новомучеников? Та, которая не дала новомучеников – не православная. Те страны, которые даровали современной истории новомучеников, на Балканах и на святой земле Руси, являются доказательством того, что это Церковь Истины, потому что Истина всегда будет гонима. Если кто-то желает найти правду, пусть обратится и изучит историю каждой Поместной Православной Церкви. В конечном итоге он увидит, что такова общая история всех православных. Путь, который ведет на Небо, проходит через Голгофу, через Крест Христов, который становится крестом каждого из нас. Так свидетельствуется вера. Таким же образом осуществляется и Воскресение. В греческом языке слово επανάσταση (революция) имеет тот же корень, что и слово ανάσταση (воскресение). Революция и воскресение в греческом языке – однокоренные слова. Если мы хотим, чтобы мир изменился, должен измениться каждый из нас и произвести внутри себя подлинную революцию. Революция против своих страстей для человека – самая тяжелая. К сожалению, вероятно, наши ближние братья во всех пост-режимных странах как раз этого и не смогли понять. Понять то, что подлинная революция происходит в душе, в сердце каждого человека, в храмах Божьих.

Вчера мы посетили и приложились к мощам святых угодников Божьих в пещерах Киево-Печерской Лавры, где они с великим почтением сохраняются. Цель жизни каждого из нас, дорогие братья и сестры, заключается в том, чтобы мы стали не смрадным гробом, а благоухающей ракой честных мощей. Именно в этом смысл христианской жизни. Мы живем в этом мире, чтобы освятиться, и чтобы с освящением нашей души освятилось и наше тело. Происходит это тогда, когда мы реализовываем свою христианскую жизнь непостыдно, без притворства, в своей обыденной повседневной жизни, в быту. Собственно, это и было той темой, которую меня попросили затронуть сегодня на этой встрече, хотя, надо сказать, мой собственный духовный багаж очень беден. У вас здесь есть мудрые и духоносные учители, которые вами руководят. У вас на самом деле нет необходимости в чем-то большем. Но я принял это приглашение исключительно потому, что хотел увидеть ваши ясные, открытые, просвещенные лица.

Вопросы, которые мы хотели бы здесь с вами обсудить, – о том, как жить, проводить свою христианскую жизнь и реализовывать ее в постоянно меняющемся мире. Наверное, первым вопросом, который возникнет при приближении к этой теме, будет следующий – какое мы, христиане, вообще имеем отношение к окружающему нас миру, в котором, очевидно, в последнее время преобладает антихрист? Системы, идеологии, различные партии прилагают усилия для того, чтобы овладеть человеком, лишить его свободы, сделать его своим рабом. Мы живем не просто в невероятно быстро меняющемся мире. Мы живем в мире, который приближается к последним дням своего существования. С осознанием этого жили все христиане всех эпох. Действительно, дьявол был побежден, он был усмирен, но каждый раз он возрождается, используя силу, которую мы сами ему предоставляем нашими страстями и грехами. Мы даем ему силу реализовываться в нашей жизни. Мы сами, способом своей жизни возвращаем его в наш повседневный быт, в нашу жизнь, позволяя ему присутствовать среди нас. Чтобы этого не происходило, мы должны всей своей жизнью проповедовать Христа за нас распятого. И вещи эти, на самом деле, очень простые. Вот, к примеру, вчера, во время одного короткого интервью, я сказал следующее: «Когда я отказываюсь сосуществовать в быту, жить вместе, быть рядом со своим супругом или супругой, которую, как предполагается, я некогда полюбил, в которую я когда-то влюбился и которую выбрал, – я отрекаюсь от Креста Господнего. Когда я болен и ропщу – я отрекаюсь от Креста Господнего. Когда у меня один ребенок или много детей и я их не выношу, и я кричу на них, бью их – я отрекаюсь от Креста Христового. Когда я монах в монастыре, и ум мой блуждает за стенами монастыря, и я размышляю, что я вообще здесь делаю в монастыре – я отрекаюсь от Креста Христового». И таких ситуаций – тысячи. Если каждый глубже заглянет внутрь себя, то сможет найти множество таких ситуаций, в которых он отвергает Крест Христов.

Согласно толкованиям святых отцов, Антихрист, безусловно, будет личностью. Но главным образом, он будет способом жизни, в которую войдет очень стремительно и большими шагами посредством глобализации. В связи с этим есть одно толкование, относящееся к Антихристу. В древнегреческом языке, как и в церковнославянском, цифры писали буквами. Так вот, в греческом оригинале текста число 666 соответствует следующим буквам: 600 – это Хи, 60 – Кси, 6 – это две буквы вместе Сигма и Таф. Таким образом, эпоха Антихриста, через которую мы проходим характеризуется этими буквами – Хи, Кси, Сигма и Таф – то есть, это эпоха, когда будет проповедан Христос (Хи) ксенос (кси) Ставрос (Сигма и Таф), то есть «Христос чуждый Кресту». Я считаю это толкование святых отцов одним из наилучших. Уловкой же, или тем способом, с помощью которого он пытается захватить как можно больше душ человеческих, увлечь их, – это интернет, и в этом я абсолютно убежден. Конечно, это не означает, что интернет плох сам по себе, это не так. Но если человек не обладает знанием, пониманием и умением им правильно пользоваться, это приводит к тому, что в конечном итоге это лишает его свободы. Современная молодежь, я это часто замечал у себя на родине, в Греции, считает, что она свободна. Но это не так. На самом деле никто не свободен. Все под контролем. Можно даже сказать, что сегодня у нас появилось всемирное «КГБ». И смотрите что происходит. Наибольшим даром, который Бог дал человеку, была свобода жить по собственному произволению. И с самого начала дьявол пытался пленить этот дар жизни. История человечества с Эдемского сада и до настоящих дней – это непрестанные попытки духовного пленения. Потому и возникает это, известное каждому, «хочу, но не могу». Потому что я дал власть своим страстям и чувствам. Мои чувства, когда я их не приструниваю, становятся оковами, которые приковывают меня к этой жизни и не дают мне освободиться. Потому что «прекрасен и сладок плод, ведущий меня к рабству», как говорится в одном из церковных тропарей. Заповедь, которую Бог дал человеку в Эдемском саду, повелевавшая не вкушать плодов одного определенного дерева, по толкованию святых отцов, в частности святителя Григория Паламы, заключалась в усмирении своих желаний. И видите, вся жизнь Церкви имеет целью эту вот задачу – научиться контролировать свои чувства, преображать их и приводить к чему-то другому, к Божественным чувствам.

Приближается Великая Четыредесятница. Уже началось пение Постной Триоди. В прошлое воскресенье звучало чудесное, великолепное евангельское повествование о блудном сыне. Даже если бы по каким-либо причинам потерялся весь Новый Завет, но сохранилась бы одна только эта притча о добром отце и его блудном сыне, уже этого было бы достаточно, чтобы понять кто такой Бог. Образ сына из этой притчи иллюстрирует не должное использование своих чувств. Он растратил свое имение «уйдя в страну далече». Что это за «страна далече»? Это страна греха. Там он растратил свое имение, и в конечном итоге, был вынужден есть в этой стране рожки. Что такое эти рожки? Это то, что предлагается нам, в качестве замены подлинного питания, необходимого для поддержания в нас жизни. Жизнь современного человека как раз и является опытом такого постоянного, непрерывного отсутствия, бытия вне объятий Отца, в блуждании в далекой стороне. И вместе с тем звучит постоянный призыв Отца вернуться домой. Я не буду подробно анализировать этот прекрасный отрывок из Священного Писания. Просто хочу сказать, что он имеет отношение к каждому человеку, и в особенности к православному христианину. Мы, православные, очень часто страдаем самодостаточностью. Нам кажется, что мы православные, а значит у нас все хорошо. Мы полагаем, что раз мы обладаем Истиной, то мы обязательно спасемся. Но это не так. К сожалению, сама по себе Истина не спасает. Первозданные люди имели постоянное общение с Единой Истинной, общались с Ней, как общаются люди друг с другом. И несмотря на это, они пали. Мы должны находиться в постоянной непрерывной связи с Источником жизни, Которым является Христос.

Я тут спрашивал, как здесь, в Киеве, отапливаются высотные дома. Мне сказали, что для этого есть специальные центральные учреждения, которые поддерживают тепло в трубах, и при помощи горячей воды тепло поставляется в дома. Если не поддерживать тепло в этих трубах, которые идут к вашим домам, офисам, возможно к монастырям и храмам, постоянно, то в конечном итоге они замерзнут. Подобно этому устроены и наши отношения с Богом. Они должны поддерживаться постоянно. Конечно, будут падения, восстания, революции. И сын в притче восстал против своего отца, поднялся и ушел. Но видите ли, наш Бог нам Отец. Он ожидает нас там, дома. Стучит в двери нашего сердца. И говорит нам: «Если ты хочешь, чтобы Я вошел и откроешь Мне, то Я зайду к тебе, и обитель сотворю в тебе, Я стану общаться с тобой вместе, рядом. И будем всегда вместе – Я и ты». Но не надо забывать и о втором аспекте притчи. Я уже говорил о том, что мы, православные, часто имеем некую самодостаточность, подобную той, которую имел старший сын в притче. Сын, который, возвращаясь с работы от труда своего в домой, услышал о танцах и празднике и спросил о причине происходящего у одного из слуг, от которого и узнал, что его брат вернулся домой. Этот слуга мог принадлежать другой религии, происходить из другого народа, быть вообще другим человеком, и вот он отвечает ему: «Брат твой вернулся». Но когда старший пришел домой, в разговоре с отцом он говорит о вернувшемся брате в третьем лице: «он был где-то…», «когда он работал…» Он не признает в нем своего брата. Как на самом деле это глубоко, если поразмышлять над этим! Быть в одном доме и не признавать друг друга братьями, воспринимать друг друга как чужих людей, и при этом полагать, что уж если мы постимся, то чтобы мы там ни делали, все будет хорошо. Но это не так. Видите ли, Евангелие не говорит нам о том, что произошло со старшим сыном. Но отец, как повествует притча, вышел и ему навстречу, чтобы и его позвать в дом, вышел также и ради старшего сына.

Вся жизнь Церкви является постоянным призывом вернуться. Мы живем в «стране далече», в грехе. Бог это знает, и Он, наш Отец, оправдывает нас. Он не держит в руке палку, чтобы наказать нас и силой вернуть обратно. Один из последних святых Православной Церкви, рожденный и выросший духовно в греческом православном мире, преподобный Порфирий Кавсокаливит [обращаясь к людям как бы от имени Христа] говорит: «Я не держу ад для вас. Я вас люблю, о вас думаю, ради вас Я стал человеком. И Я хочу, чтобы мы стали одним, были вместе». В этом заключается призыв Церкви – найти Бога Отца. Поэтому сложно представить подлинного христианина, который находится в депрессии. Подлинный христианин не имеет в своей жизни тупиков. Потому что для Христа нет безвыходных ситуаций. Потому что Он спустился на дно самого ада, чтобы вытащить нас оттуда. Если мы хотим это понять, осознать глубоко в своем сердце, мы должны немного склонить голову. Отец Тихон, духовник святого Паисия Святогорца, русский старец, однажды говорил, что когда Бог видит человека, Он благословляет его одной рукой, а когда видит смиренного человека, то благословляет его обеими руками. Надо быть и становиться смиренными.

Современная эпоха, я это вижу в своей стране, совершенно сходит с ума от некоторых ветров, приходящих из Европы. Видно, насколько легко там человеку оставить Бога, чтобы пойти вслед чужих богов. Или, вернее, как легко люди оставляют Бога ради самообожествления. Самодостаточность, проповедуемая современной эпохой, говорит: «Станьте богами, ты сам себе бог». Не так давно и в этой стране некоторые люди полагали, что могут стать богами без Бога. И конец их был горьким. Миллионы мертвых, которые тоже верили. Но во что? В идеологию. Обратите, пожалуйста, внимание, на то, что Православие – это не идеология. Это способ жизни. Это принятие креста. Это мученическое шествие. Это терновый венец. Но во всем этом скрыта радость Воскресения. Это поняли преподобные, находящиеся в Лавре, и святой преподобный Иона, и все святые Православной Церкви. И знаете, это не только те, кого мы знаем, есть еще и неизвестные нам, и их гораздо больше. Когда некогда Великий Антоний спросил у Бога, есть ли на свете другой человек, стоящий на его уровне духовной высоты? Бог привел его не в монастырь, не в пещеру. Он привел его к сапожнику в Александрии. Антоний спросил его: «Что ты делаешь? Как ты проводишь свое время?» И этот сапожник говорит: «Поднимаюсь утром, накладываю на себя крест, и благодарю Бога за новый день, который Он мне дал. Помилуй меня, Господи, потому что я худший человек, который живет на этой земле. И иду к своей обуви. Когда пройдет день, и я возвращаюсь домой, я снова благодарю за прошедший день. Помилуй меня, Боже, потому что я худший человек, который живет в этом городе».

Мы, как православные христиане, не можем не быть оптимистичными. Христос победил на Кресте, победил мир и все, что в мире, единожды и навсегда. И на каждого из нас возложено осуществлять это в обычной, повседневной жизни через свой личный крест ради Любви Христовой.

Сейчас вот вспомнил одну прекрасную историю из Синайского монастыря. Это история повествует о христианах и идолопоклонниках в Александрии. Когда у идолопоклонников были больные, зараженные проказой, они высылали их за пределы города, подальше, на много километров за город. В какой-то момент некоторые христиане пошли туда и начали заботиться о прокаженных, приносили им еду, очищали их язвы, сидели и общались с ними, и не боялись заразиться проказой. Когда идолопоклонники это видели, они удивлялись, и спрашивали – что это за люди, эти христиане? Как это возможно, что они заботятся о наших людях, которых даже не знают, и которые больны такой страшной и заразной болезнью, и делают это, подвергая себя такой опасности. И так идолопоклонники становились христианами и крестились в большом количестве. Почему? Потому что они увидели, как Евангелие, Слово Божье, Любовь реализуется в повседневной жизни этих христиан. К этому же призваны и мы. Времена те же, ничего не поменялось. Мы нынче живем в эпоху нового идолопоклонства. Никогда не будем забывать об этом, как бы мало нас ни было. Не будем забывать о силе, которую имеет закваска. Силе, которую имеет малое зерно, которая может перевернуть историю. Пусть Бог помогает вам.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Владимир (вопрос из зала): Нужно ли бояться за детей, что они учатся в мирских школах? Что делать, если нет православных классов, или мы не знаем где они?

Архимандрит Ириней: В нашей стране в духе современной новой эпохи боятся Христа. Любым способом стараются дехристианизировать общество. В моей стране, левые партии, которые сейчас ею управляют, подняли вопрос о том, чтобы убрать из школ уроки религиозного образования. Или, в лучшем случае, из конфессионально ориентированного урока, по сути катехизации, просто сделать межрелигиозный урок о разных верах. Видите ли, религия нового времени, – это синкретизм, когда отовсюду по чуть-чуть – от иудаизма, от ислама, от протестантизма и индуизма, отовсюду по частичкам хотят собрать истину. Они в это верят. Конечно, они другого хотят добиться, к другой цели ведут. Проблема эта – очень глубокая. Сатана преуспел в том, чтобы мы, православные, не были одним единым целым. Теперь же он через правительства, особенно через всякие масонские движения, ведет к следующей цели – поработить нас, лишить свободы. Один великолепный святогорский монах, которого я очень любил и с которым мы были очень близки, отец Феоклит Дионисиатский, говорил, что христианство имеет в себе некое зерно постоянного неповиновения. Христианин не склоняет свою голову ни перед кем. В первую очередь, он не склоняет свою голову перед грехом, перед дьяволом и, как следствие, – перед теми, кто творит его дела. Нет ни одной религии, где присутствовало бы такое. Хотя, сразу же замечу, христианство не является религией; религии – это философские и другие творения людей. К примеру, Мухаммед, основатель ислама, был человеком. Будда был человеком, и так далее. Христос же – Богочеловек. Для нас, христиан, нет идеологий. Например, Любовь – это не идеология. Это Личность, и имя этой Личности – Иисус Христос. Так же, как и Мир и Жизнь, имя им – Иисус Христос. Богочеловек Христос – это всё. Но даже поставь мы христианство наряду с другими религиями, в последних нет мучеников, свидетелей веры через кровь. У нас же их тысячи. Именно поэтому насколько похожими являются святитель Григорий Богослов, празднуемый сегодня, святой IV века, со святым священномучеником Владимиром, святым ХХ века. И тот, и другой остались несклоненными. Они не поклонились ни перед царями, ни перед мучителями. Такого нет больше нигде. Например, в исламе, стали называть мучениками тех, которые обвязывают себя взрывчаткой и идут убивать других, якобы ради веры в пророка. У нас же совсем другое. Священномученик Владимир, как известно из его жития, был найден мертвым на следующий день с благословляющей десницей – он благословлял тех, кто его убивал. Пусть кто-то покажет мне в исламе, в буддизме, где угодно что-либо подобное, и я поменяю свою веру. Наши мученики благословляли своих гонителей. Здесь мы говорим о любви, которая не имеет границ. Это подлинное небо. Это откровение самого Бога человеку. Поэтому христианство и гонимо. И любые системы понимают и осознают, что христианство освобождает людей. Оно создает свободных людей – тех, кто готов жертвовать собственной жизнью, защищая истину. Поэтому не стоит ждать того, что правительство Греции вернет уроки катехизации. Вот в Боснии, в школьных программах присутствуют уроки религии. И там ведется целая война против Сербской Церкви. Потому что, повторюсь, Христос освобождает человека, а система хочет сделать его рабом, и в этом вся суть. Не теряйте духовную свободу! Когда я говорю, к примеру, об интернете, я не имею ввиду, что вы должны выключить свои компьютеры, а то, что вы должны использовать их во благо. Не становитесь рабами механизмов! Когда вы потихоньку станете очищать внутренние очи своего сердца, вы также постепенно начнете понимать, что происходит вокруг вас.

Почему такое настойчивое продвижение гомосексуальности в мире? Потому, что люди, которые подчиняются своим страстям, ничем больше не интересуются кроме своих страстей. Гомосексуалисты – это люди, наши братья, мы должны это понимать. Мы не имеем ничего против этих конкретных людей. Мы воюем не сними, а с грехом. У нас нет проблемы по отношению к грешнику, все мы грешники – и я первый из них. Наша претензия – к греху. Вы когда-нибудь видели, чтобы гомосексуалисты выходили на улицы и защищали права женщин, которых, например, в Арабских Эмиратах, унижают и оскорбляют? И никогда не увидите. Потому что, когда страсть связывает человека, единственной его целью становиться удовлетворение ее. Так действует и дьявол, и каждая отдельная система – связывает руки и ноги человека и тащит его куда им надо. Вот смотрите, течение подбирает дохлую рыбу и несет ее туда, куда оно идёт, а живая рыба идет против течения.

Во времена турецкого господства в Греции у нас были тайные школы, существование которых современные атеисты опровергают. Какой может быть тайная школа? Это вот как происходит здесь и сейчас, наша встреча и наше общение. Так будет сохранена вера, и не ждите ничего от правительства и власти. Оно будет постоянно пить вашу кровь и хотеть всеобщего подчинения.

(Из зала): Любезный отец, благословите спросить. Моя дочь замужем, 9 лет изменяет мужу, пьет, ругается с нами, ее родителями. Будем ли мы, родители, отвечать за грехи дочери?

Архимандрит Ириней: Никто не вступает в брак, чтобы хорошо провести время. Святитель Иоанн Златоуст, который был удивительным человеком, своей проповедью собирал вокруг себя толпы народа, да такие большие, что люди за дверями храмов стояли, и передавали другу другу его слова. Были и скорописцы, которые старались быстро все записывать. И вот однажды, по окончании службы он спросил: «Кто из вас женился для того, чтобы увековечить свой род?» И никто не поднялся. «Я вам сейчас скажу – вы женитесь потому, что вы не выносите одиночества». Потом он задал следующий вопрос: «Кто из вас женился для того, чтобы хорошо проводить время?» И снова никто не ответил ему. Но когда он спросил: «Кто из вас раскаялся, что женился?» все подняли руки.

Мы должны осознать, что мы вступаем в брак или принимаем монашество для того, чтобы распяться. Вот через несколько дней будет это западное веяние – День святого Валентина; там разные цветочки раздаривают, подарки, сердечки. Для нас же символ любви – это крест. Если ты решил жить с другим, ты должен понять и принять, что ты взойдешь на крест, и вот в этом мученичестве состоит все, о чем говорится в Евангелии. Нужно снисхождение, терпение и молитва, другого пути нет. Мы на встречах с молодёжью говорили о том, что когда они встречаются, они испытывают трепет и любовь к друг другу. Куда потом это все уходит? Где любовь? Что происходит с людьми? Мы не понимаем, что отношения – это постоянное мученичество, проходящее только через крест. Вы видите сколько ходит вокруг прекрасных красивых пар? Потом приходят искушения, эгоизм, – первая проблема в браке, с которой входит демон разделения, «мое»/«твое», хотя в браке есть только одно – наше. Когда  в доме два кошелька, тогда в нем происходит большая катастрофа, которая приносит большое зло. Западный способ жизни эгоцентричен: есть моя жизнь, есть твоя, а в конечном итоге ее ни у кого нет. Должна быть одна единственная жизнь – семейная.

Помнится, преп. Паисий уже выехал в Суроти, к нему стали приходить тысячи людей, чтобы его увидеть, и особенно женщины. Одна из них пришла как-то, и говорит старцу: «Вы знаете, геронда, у меня есть проблема с моей невесткой. У меня есть святой сын – все прекрасно, я вырастила его с моральными принципами. Но он влюбился в эту проблематичную девушку, и вы даже не представляете, что она с ним делает». А святой Паисий говорит: «А ты чего вмешиваешься, какое ты вообще имеешь отношение к жизни своих детей? Дай им своё благословение и падай на колени, молись за них. Твоя работа закончилась тогда, когда дети решили жить вместе. Проблема – это ты, а не твоя невестка».

(Из зала): Считается ли грехом, если женщина, которая воцерковилась, официально живет в браке, но не венчана? Муж в храм не ходит.

Архимандрит Ириней: Каждому человеку нужно иметь духовника, который будет помогать, направлять по жизни. В житиях святых есть сотни примеров из первых христианских времен. У скольких мужей-христиан или женщин-христианок их вторые половинки были язычниками? С каким терпением они относились к этому? И в конечном итоге они обретали своих вторых половинок в единой вере и становились мучениками, святыми. Необходимо иметь терпение. Мы все хотим, чтобы наши желания сиюминутно исполнялись. Все мы плохо воспитанные дети. Каждой вещи приходит свое время. Христос научил нас молиться: «Да будет воля Твоя». Не моя, а Твоя. Поэтому нужно терпение, и потому нужен духовник. Который будет направлять вещи так, как это нужно. Не бойся малое стадо!

(Из зала): Если у меня очень нервная работа, начальница треплет всем нервы, и я хочу уйти с работы, то я тоже отрекаюсь от креста?

Архимандрит Ириней: Да, конечно, в этом случае вы отрекаетесь от своего креста. Вы знаете эту историю, когда один человек сокрушался о своём кресте? «Господи, что это за крест, который Ты мне дал?» Христос отвечает ему: «Что тебе не нравится?» «Я не могу его поднять», – отвечает тот. Христос заводит его в зал, где много-много крестов: «Оставляй свой крест, выбирай тот, который тебе подойдет». Человек берет один крест – он большой, берет другой. маленький – тот тяжелый, в общем он долго выбирал, нашел-таки крест и говорит: «Господи, вот этот мне подходит». «Хорошо», – ответил Христос –Бери его и иди. Но только знай, что это тот самый крест, который ты оставил, когда только сюда зашел».

Мы в своей жизни очень часто жалуемся. И жалуемся по праву. Мы обычные люди, не наделенные сверхъспособностями, но через все вещи, происходящие в нашей жизни нужно стараться увидеть, в чем состоит воля Божья. Вы можете оставить свою работу и найти другую, но потом, через некоторое время вы можете разочароваться и горько раскаиваться в этом. Останься, претерпи. Те решения, которые мы принимаем, должны быть плодом молитвы, а не следствием эгоизма.

     

(Из зала): Что значит смирение для мужчины в его семейной жизни?

Архимандрит Ириней: Я не могу говорить о смирении только теоретически, но думаю, что прототипом для всех нас должен быть Христос, который сказал: «Я пришёл не для того, что бы мне служили, а для того, чтобы послужить». И он же сказал: «Кто хочет быть первым среди вас, да будет всем слугой». Это относится, конечно, не только к отцу, к мужу, но имеет ношение и к министрам, и к патриархам, и к епископам какой-либо епархии, и к отцу какой-то семьи, – мы должны быть соединены со Христом, и Он учит нас смирению. Мы часто думаем, что мы главные. Некогда в истории все было подобно пирамиде – кто находился на вершине этой пирамиды, тот и наслаждался славой всех своих решений. А Христос пришел, чтобы эту пирамиду перевернуть. Мы должны научиться быть служителями, а не руководителями и властными. В этом вся суть Православия, оно взращивает дьяконов – служителей, не властителей. Но, к сожалению, наши страсти не дают увидеть нам пример Христа. Есть единый начальник и Он – совершенный Богочеловек.

На Святой Горе однажды наступило время, когда все византийские росписи закрасили и поверх написали европейские иконы. Когда это время прошло, их начали очищать и открывать нижний слой фресок, древние византийские росписи. Так бывает – время, грех, желание, страсти закрывают собою образ Христов в нас. Дьявол не может сделать плохо Христу, и старается причинить зло образу Христа, которым является человек. Смотрите, в Церкви часто задают вопрос – почему столько расколов, почему столько страстей, зла, споров, вражды, столько притворства и масок? Мы должны понять, что такое Церковь. Это больница, все мы, здесь находящиеся, все без исключения, – духовно больные. У нас есть страсти души, мы душевно больные, и с ними мы боремся. В этом месте, в этом храме как в больнице, мы повесили иконы святых на стены не для того, чтобы их украсить. Мы поместили их на стены в напоминание того, что святые были такими же как и мы – людьми, которые переживали то же самое, что и мы, а то и хуже. Вот мы приходим в больницу, чтобы увидеть друг друга – один больной, другой. Вот это и есть Церковь; а мы думаем, что Церковь – место для элиты. Мы думаем, что в Церкви собраны хорошие, правильные люди, но это не так. Единственное наше отличие от тех людей, которые не идут в храм, состоит в том, что мы осознали, что мы больны, а они – нет. Церковь – место госпитализации, где падают и где подымаются. Мы должны осознать, что мы падаем и согрешаем, и в этом вся суть. Когда что-то происходит среди архиереев, монахов или священников, простые люди искушаются этим. Они думают, что они не больные, но они – первые больные. Но рядом с нами – врач душ и телес, – Христос. Проблема духовников состоит в том, что они вокруг себя создают такое явление, как «старчество», и это признаки болезни, потому что мы, духовники, должны вести верующих ко Христу, а не к себе. Потому, что Ириней (имеет ввиду себя – прим. ред.) сегодня такой, а завтра он может быть другим. Христос же един и тот же вовеки. Поэтому наша вера не должна зависит от духовенства, это заблуждение. Перед Христом мы все, от патриарха до самого последнего пономаря, все мы – паства Христова, просто каждый из нас имеет свою ответственность и свои дарования в этой поликлинике, под названием «Церковь».

Жил один старец. Он сидел у своей кельи и размышлял, будучи чем-то расстроен. Другой монах пришел к нему и спросил: «Старец, почему ты расстроен?» Тот ответил: «Бог оставил меня. Уже три дня прошло без искушений». Мы часто думаем, что когда мы находимся в искушениях, Бог далеко от нас, и мы Его потеряли. Но Церковь – это еще и ковчег, который находится в бушующем море. Моряков и пассажиров иногда тошнит, но корабль идет по своему курсу, у корабля есть цель. И даже если весь мир вокруг начнет рушиться, становиться одним большим Чернобылем, мы в ковчеге, и к нам обязательно прилетит голубь, в клюве которого будет оливковая ветвь.

Когда меня поставили духовником в Салониках, ко мне однажды пришла одна женщина, которая говорила 9 часов подряд, не ожидая, что я буду что-либо ей отвечать. Когда она закончила, она сказала мне: «Благодарю, что вы меня выслушали». Я думаю, нужно стараться услышать других, их проблемы, беспокойства, страдания. Станьте для другого боксерской грушей, дайте ему возможность выплеснуть на вас свои проблемы. Христос дал иудеям возможность выместить на Нем все, что они хотели. И после этого все успокоилось. Мы часто страдаем от постоянного диалога глухих.

(Из зала): Можно ли вступать в брак, если нет чувств? И если это прагматический расчет?

Архимандрит Ириней: Однажды один юноша сказал святому Паисию: «Геронда, я очень хочу жениться на красивой девушке», а он (Паисий) ему ответил: «А с некрасивыми что будет? Кто на них будет жениться?»

Во-первых, в духовных вещах нет слов «надо», «должно быть». Нигде в Евангелии нет слова «надо». Но есть: «могущий вместить», «желающий принять», а не «хочет принять». Я думаю, что если принято решение жениться, и поскольку есть 2 пути в жизни – монашеский или семейный, нет на самом деле среднего пути, повторюсь, нужно помнить, что и та, и другая жизнь – состоит в самоотречении. Т.е., нужно осознанно прийти к решению «умереть».

Я думаю, что надо вначале разобраться в подлинном значении понятия «жизнь» и «брак». Разобраться в том, чтό я хочу от жизни, чего я ожидаю от жизни и чего хочу от своего избранника. И в первую очередь – чего хочет от меня Бог. Мои личные критерии могут быть таковыми: я хочу, чтобы мой спутник жизни был таким, или вот таким, или еще каким. И может произойти две вещи: пройдут годы жизни, а я буду все еще в поиске и я останусь на полке, либо же я буду молиться: «Боже, пошли мне человека не такого, как хочу я, а такого, как хочешь Ты».

Невероятной и горькой ошибкой современной эпохи, является стремление людей жениться исключительно на моделях. И действительно, это один из признаков новой эпохи, о которой мы могли бы говорить много дней подряд. Видите, кого она хочет? Человека с мускулами!.. В Греции две вещи постоянно на виду: аптеки и гимнастические залы. И здесь то же самое. Вот это вот и есть глобализация!..

Я вам сейчас анекдот расскажу. Была одна женщина, лет, примерно, 60-ти. Ей нужно было перейти дорогу. Но там ее сбила машина. И она отправляется в Рай. И там говорит: «Господи Христе, я приходила в храм, зажигала Тебе свечки, каждое воскресенье в церкви была, я постилась – что я такого плохого сделала, чтоб Ты меня забрал из жизни?!» А Христос ей отвечает: «А что ты хотела, чтоб Я с тобой сделал?» «Ну, – говорит, – дал бы мне еще 20 лет жизни, чтобы я тоже немножко пожила, а то я всю жизнь старалась ради пенсии – и не дожила. А теперь, когда только вышла на пенсию, раз – и меня сбили!» Христос говорит: «Хорошо, вот тебе 20 лет. Возвращайся назад!» «О, – думает бабка, – 20 лет у меня еще впереди!» Она возвращается и идет, делает лифтинг – меняет волосы, лицо, – в общем, не похожа на себя стала, модель прямо! Через несколько месяцев думает: «У меня еще 20 лет в запасе, я буду нормально время проводить!» Снова она переходит через дорогу, и её опять сбивает машина, она идет, значит, в Рай и говорит: «Боже, ну что я плохого сделала?» Христос ей: «А ты кто такая?» «А я, – говорит, – вот та самая…» А Христос ей: «Слушай, ну ты такой сейчас стала, как Мне тебя было узнать?»

Итак, надо искать того, чего Бог хочет от нас. Каждый из нас хочет лучшего для себя. Если в нашу жизнь что-то приходит – да будет благословенно! А если что-то иное нам уготовано, то значит так Бог хочет. Нужно насытить свою жизнь волей Божьей, а не своей. Наша воля болезненна, она эгоцентрична. Но важно обратиться и отыскать красоту своей души.

Я бы так хотел, чтобы каждый из нас мог увидеть душу другого, его чувства! Кто-то внешне может быть очень красивым, богатым, и быть при этом таким холодным, а вся жизнь его быть адом. Будет ли тебя насыщать красота твоего мужа или красота твоей жены, если они станут для тебя постоянным адом? Но если это человек, внутри которого прекрасный мир, у которого внутри Христос, ничто другое не будет тебя больше интересовать.

     

Архимандрит Ириней: Вот мне задали вопрос «как понять, что от нас хочет Бог? Означает ли это, что Воля Божья упраздняет наши собственные желания? Она перечеркивает наши мечтания, то, чего мы хотим?» То есть, вот воля Божья, и вот наша, а Божья воля перечеркивает нашу? Старец Паисий на этот вопрос отвечал категорически отрицательно. Он очень просто говорил следующее: «Ты мечтай, планируй, но говори всегда «Боже, если это для моей души полезно, если это полезно для меня, ПОЗВОЛЬ, чтобы это произошло». Смотрите, знакомится девушка с парнем. Вот как им понять, что воля Божья в том, чтобы им быть, или не быть вместе? Когда и один и другая говорят: «Господи, я люблю этого человека, хочу его в своей жизни, если есть на то Твоя воля, и если благом для моей души будет всю свою жизнь прожить с этим человеком, благослови нашу жизнь! Если нет Твоей воли, – привнеси препятствия! Не позволь нам продвинуться дальше!» И так мы оставляем Богу возможность пройти, проникнуть в нашу жизнь и показать тем способом каким Он захочет Свою волю. Но для того, чтобы это понять, нужно жить духовной жизнью. Если мы будем жить материально-духовной жизнью, мы ничего не поймем. Духовная жизнь – это подвиг. «Те, кто подвизаются в Церкви – исповедуются, несут какое-либо послушание, что-то делают, – благодать Божья уведомляет их, приносит им известия», – говорил святой Паисий. «Нужно синхронизироваться, – говорил он, – нашу радиостанцию нужно синхронизировать, настроить на волну Божью. Так мы начнем слышать и получать известия! Иначе, как Бог будет с нами говорить, когда мы находимся на «своей волне»?

Видите, я уже говорил, что Бог не нарушает нашу свободу. Системы тоталитарные и другие – они нашу свободу хотят поработить. Новая эпоха хочет, чтобы мы отреклись от своей свободы, чтобы мы были порабощены. Они хотят нивелировать нашу свободу воли.

(Из зала): Геронда, брать или не брать биометрический паспорт?

Архимандрит Ириней: Это большой вопрос. И он в последнее время очень занимает умы христиан, в первую очередь христиан православных. Поскольку, видите ли, нас, как личностей и как общество, стараются привести к упразднению нашей свободы. Нас ведут к всемирной диктатуре, как говорил преподобный Паисий. У дьявола есть четкая система, у него опыт тысяч и тысяч лет. И видите, всё это входит в нашу жизнь под именем комфорта, упрощения нашей жизни. Продвигают электронные деньги, продвигают вещи очень рационалистичные, которые имеют определенную цель. И тут надо понимать, что зло, дьявол, антихрист – они не находятся в какой-то бумажке или карточке, в деньгах или еще в чем-нибудь, – они находятся в том, о чем я говорил в самом начале о «Христе чуждом кресту» – в отречении от своего креста. В нашей повседневной жизни, когда мы отрекаемся от своего креста, – там находится антихрист, а всё другое предуготавливает для него почву. И вы знаете из Священного Писания, что эту печать нам нанесут на лоб и на руку правую. А что это означает? На самом деле, в этих словах есть некая духовная глубина и она означает мое осознанное и добровольное отождествление с этими вещами. Паспорт, ID – можно выбросить, а голову свою ты не можешь отрезать, выбросить. Но вопрос в том, продадим ли мы нашу душу диаволу? Вот где ежедневно происходит борьба! Видите ли, апостол Павел говорит «несть наша брань против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего», против дьявола, который «как лев рыкающий ходит и ищет кого поглотить». И вот, мы должны иметь доверие к Церкви, которой управляют наши пастыри, а они, когда придет время, уведомят нас о том, что делать. Дьявол хочет посеять среди нас панику, чтобы мы больше говорили о нем, чем о Христе. Давайте говорить о Христе, а не об антихристе! Пусть наши мысли занимает Христос! Потому что как бы там ни было, по слову Апокалипсиса, «выйдет Побеждающий, чтобы побеждать». Христос победил и остается Победителем – не бойтесь ничего, не пугайтесь и не позволяйте терроризировать себя! Этого дьявол как раз и хочет – чтобы вы боялись.

      

О знакомстве со старцем Паисием

 Архимандрит Ириней: Я познакомился со святым Паисием, когда мне было 16 лет. Я убежал из дома. Уехал. Это было на Рождественских каникулах. Я услышал о нем от своего духовника, нынешнего архиепископа Критского Иринея, духовником которого был преподобный Порфирий Кавсокаливит. Архиепископ Ириней часто сам посещал святого Паисия, с которым много советовался по личным вопросам и по проблемам своей епархии. Он тогда был митрополитом в городе Ханья, где я родился и вырос. А сейчас он архиепископ Критский и Ираклионский. Итак, он мне много рассказывал и вызвал у меня большой интерес познакомиться с Паисием.

Родители мои были против Церкви. Они боялись, видя меня постящимся и прочее. Разумеется, я не мог взять у них разрешения. И вот, я с одним человеком, который был маляром (красильщиком), отправился в путь.

Тут я расскажу, как я с ним (с отцом Паисием) познакомился – этого нигде в книгах нет. В то время во всей северной Греции была отвратительная погода, и Святая Гора была засыпана снегом, добраться туда было почти невозможно. И по дороге можно было доехать только до города Урания, в направлении Афона, не доезжая до Уранополя. Я никогда не видел столько снега! У нас в горах всегда есть снег, но в городах – никогда, потому что рядом море. Я так смотрю и думаю – «куда я еду?», и внезапно испугался. Но внутри во мне горело устойчивое желание: «Я хочу поехать, и поеду к старцу Паисию!» В общем, доехали мы до Урания, а дальше ехать было невозможно – всё было засыпано снегом. Приехали военные, которые должны были расчищать дороги до самого Уранополя. Я договорился с господином Георгиосом, так звали красильщика, потому что есть закон (и ныне действующий), гласящий что на Святую Гору Афон не может въехать несовершеннолетний. А мне только 16 лет, как бы я заехал? И я попросил Георгиоса, чтобы он сказал военным, что я его племянник и я еду с ним. В свою очередь, он попросил военных, чтобы они посадили нас к себе в машины и довезли, расчищая дорогу, до Уранополиса. И вот, единственными паломниками на Св. Гору в тот день прибыли я и господин Георгиос.

Всю Грецию была замело снегом, ничего не двигалось. Мы сели на военный кораблик, который должен был довезти нас из Уранополя в Дафни. От Дафни до Кариеса военные тоже чистили дорогу. И все, кто нас видел, говорили: «Вы что, сумасшедшие? Куда вы едете? Что вы делаете?!» Вы, может, читали чудесную книгу Татьяны Горичевой «Сумасшествие быть христианином»? Действительно, христианином быть – это сумасшествие. Если мы не будем сумасшедшими – мы ничего достигнуть не сможем. Мы и Бога узнать не можем. Итак, мы приехали в Карею. Когда я увидел Святую Гору, я был в таком восторге! Всё белое, всё в снегу! Передо мною раскрывалась сказка. Когда я прибыл в Карею и увидел столицу с этими чудесными домиками – представительствами монастырей – я подумал «здесь я и останусь». И я пошел в монастырь Кутлумуш, где познакомился с одним благословенным человеком. Он  умер очень молодым. Его звали о. Давид. Старец Паисий его очень любил. Когда он меня увидел, то спросил: «Ты откуда такой появился?» Я рассказал, как попал на Святую Гору. А он мне и говорит: «Таких тут никогда не было!» «А я приехал, чтобы к отцу Паисию пойти», – отвечал ему я. Два дня я прожил в монастыре Кутлумуш, чтобы немножко прийти в себя, потому что я устал, утомился от этой дороги. Снег не переставал идти. На третий день я попросил, чтобы мне показали, как пройти к отцу Паисию. Кутлумуш находится на горке. И оттуда сверху было видно много разных келий. И вот, отец Давид показывает мне: «Видишь, вон там келья внизу, где дымок идет?» А я вижу много домиков, кучу дымоходов, и все они дымят! Но чтобы его не утруждать, я сказал: «Да, конечно, вижу!» А он продолжил: «Вот это и есть келья отца Паисия, только ты сейчас не иди, а подожди пока снег растает немного!» Но меня ничто не могло остановить! Он уговаривал меня не идти прямо сейчас, но я ответил: «Да я пройдусь там немного вниз, посмотрю, что там». И я начал спускаться. И внезапно я потерял из виду Кутлумуш, а вокруг – одни кельи. Стучусь в один домик: «А не вы случайно отец Паисий?» «Нет! Давай – иди дальше!» Дальше стучу: «Вы – отец Паисий?» «Как ты вообще сюда в такую погоду пришел? И вообще, что ты хочешь от него? Давай, иди дальше. Возвращайся в монастырь! Куда ты идешь?» – следовал ответ. И я шел дальше… Один посылал меня к другому, третий – к четвёртому… Спустя много часов я уже порядком испугался, воодушевление начало уходить, но я продолжал стучаться в кельи. Помню, один монах открыл передо мною двери. Это был чудовищного роста человек, высоченный! Я, увидел его, и так испугался, что вскрикнул: «Матерь Божья!!!», и сразу понял, что он – не отец Паисий (о. Ириней смеется). Через несколько часов я дошел до одного места, вокруг которого было ограждение проволокой. Я уже своих ног уже не чувствовал! У меня не было опыта ходьбы по снегу зимой, на мне были лишь простые туфли. Это было сущее страдание! Дойдя до того места, я понял, что заблудился, ведь рядом уже не было ни единой кельи. «Ну всё, – думаю, – сейчас меня тут найдут волки!» Я начал кричать: «Есть ли тут кто-нибудь? Благословите! Тут кто-то есть?!» Тишина, никто не ответил. И тут я вижу коробочку, которая лежала в другой картонной коробочке, на которой сверху было надписано «благословение брать». Открываю, а там – лукум, который уже превратился в камень. Взял я первый, взял второй, в общем, съел 6 кусков лукума, подумав «если умирать, то хотя бы сытым!» Но тут я увидел, что дымок идет. Вижу – это домик, и решил, что там, быть может, старый глуховатый монах живет. И я снова принялся кричать: «Есть тут кто?!» И тут кто-то вышел. «Что случилось, юноша? Как ты тут вообще оказался?» Я отвечаю: «я ищу старца Паисия». «А зачем он тебе нужен?» – последовал вопрос. «Хочу с ним поговорить», – ответил я. «Да ладно тебе! Нашел кого искать… Он позавчера ушел в Карею (административная столица Святой Горы Афон – прим. переводчика), прежде чем погода испортится, чтобы напиться там пива. Он много пьёт. Ты даже не представляешь… тебе не надо это всё видеть», – сказал человек. Вот с этого момента этот рассказ вам, возможно, уже известен. Я ответил, что очень сильно хочу его видеть. «Слушай, – сказал мне человек, – этот человек явно не в себе. Он тебя искусит. Мало того, когда он вернется, он точно будет пьян». «Ничего страшного! – настаивал я. – Я хочу его увидеть». «Кто тебе о нем рассказал? – спросил меня он. «Мой старец рассказал. А вы что, с ним знакомы?» – задал я ответный вопрос. «О! Более, чем хорошо. Очень хорошо знаю», – последовал ответ. «А кто вы кто такой?» – поинтересовался я. «Я послушник старца Паисия», – ответил он. «Так он тут живет?» – спросил я. Человек ответил утвердительно, и я с удивлением спросил его: «И вы так говорите о своем старце?»

Далее расскажу, что помню. Наш диалог проходил через то самое проволочное ограждение. Он стоял по ту сторону, а я – по эту. В какой-то момент его глаза встретились с моими, и он спросил: «Как зовут тебя? Манолис?» Манолис – это очень распространенное имя на Крите. Это Ветхозаветное имя Христа – Эммануил. «Нет, меня не Манолисом зовут», – отвечал я. А он продолжал допрашиваться: «Так как тебя зовут? Христос?». «Нет, – говорю, – меня не Христос зовут. Меня зовут Янис, Иоанн».

Он смотрел прямо мне в глаза и через сетку постукивал мне рукой по голове, говоря: «Что ты такое говоришь? Надо тебе найти другое имя!»

И в этот момент я ощутил, что пелена спала с моих глаз. И я сказал: «Вы и есть старец Паисий?» Он улыбнулся и сказал: «Да, это я». А я ему: «А можно мне зайти внутрь, потому что я сейчас умру от холода?»

У него в руках были ключи от калитки, он подал мне их через сетку. «Ну, – говорит, – открой», опустил эти ключи, и они упали в снег. Я начал шарить в сугробе, нашел их и поднялся, и тут я увидел его своими детскими глазами – он светился! Я открыл двери, и, как только я зашел, он обнял меня и я почувствовал такой жар, что у меня ноги перестали болеть, несмотря на то, что перед этим оледенели. Он ввел меня в келью, где я прожил три дня. Вы знаете, есть вещи, которые люди уносят с собой в могилу. Есть вещи, о которых можно сказать, а есть те, о которых нельзя говорить, потому что они относятся к будущему веку. Поэтому, сколько раз уже меня приглашали и просили и уговаривали – но я никогда не говорил о том, что я пережил за эти три дня. Когда я ушел из его кельи и вернулся в Кутлумуш, погода стала лучше и снова на Афон стали приходить паломники. И вот пришел человек, у которого была проблема с его женой. Потом старец приводил это в качестве примера, и это вошло в повествование, изложенное в книгах. Но поскольку это относится к моему ветхому человеку, который отличается от нынешнего моего состояния, то я могу об этом рассказать. Пришел этот человек к Паисию. И старец говорит ему: «Я буду молиться за тебя о решении этой проблемы, но ты тоже должен что-то делать!» Тут следует оговориться. Отец Порфирий, который меня сопровождает в моей поездке в Киев, сейчас мне  напомнил, что когда я тогда пришел знакомиться со старцем Паисием, он, выдавая себя за келейника, среди прочих вещей, помимо пива сказал еще о себе иносказательно, что он «к пиву еще сигареты пошел купить, ибо много курит». Но тогда я этому не придал значения. И вот, этот мужчина со своей проблемой получает такое напутствие старца Паисия: «Я буду молиться за тебя о решении этой проблемы, но ты тоже должен что-то делать!» «Я буду! Что мне делать?» – спросил он. «Прекрати курить! Ты же куришь?» – Паисий спросил его. «Да, курю», – ответил тот. А разговаривали они в маленьком храме у о. Паисия в Панагуде. И вот, этот мужчина вынимает пачку сигарет и оставляет на стасидии (кресла для сидения во время богослужений в храме – прим. переводчика) в храме со словами «Геронда, с этого момента я не курю. Я решил!» Паисий ответил: «Хорошо, ты не будешь курить, я буду молиться – и посмотрим, что сделает Бог». Старец пошел проводить его. Но потом пришел к старцу другой человек. Старец завел его в тот же храм, начинает с ним беседу, и тут он вдруг замечает на стасидии эти сигареты. И он говорит Паисию: «И не стыдно тебе? Ты – тот знаменитый Паисий? И это к тебе я за духовным советом пришел?! Не стыдно тебе прямо в храме курить?» И он, не преодолев искушения, развернулся и ушел. Старец сказал тогда: «Я старался поменять его помыслы, говоря, что был здесь до него другой человек, и это он оставил эти сигареты. Но ничего не помогло и он, прилепившись к тому помыслу, ушел со смущением». Вспоминая этот случай, старец иногда приводил его в пример, тому, как важны добрые и правильные помыслы.

Поскольку я упомянул о своём «ветхом человеке», поясню. Старец пытался изменить мой помысел, когда я к нему пришел. Он говорил тогда мне «Да он (Паисий) – пьяница, он курит», но у меня в голове был добрый помысел и эти слова меня не поколебали. А о том парне (который увидел сигареты) старец говорил, что не смог этого сделать. Поэтому старец нередко говорил: «Мы должны создать фабрику, которая будет производить добрые помыслы». Я вспоминаю, как он говорил одну чудесную вещь: «Помыслы – как птицы. Над моей кельей летает много птиц. Я не могу им запретить летать над моей кельей, но я могу запретить им вить гнезда на моей крыше. Ибо если они совьют гнездо на моей крыше, то потихоньку уничтожат и всю крышу». Так он говорил и о помыслах: «Я не могу им запретить. Они будут приходить. Но не позволяйте им гнездиться у себя внутри. Потому что если они там устроят гнездо, то испортят мой разум и испачкают мое сердце».

Скажу еще несколько вещей, из которых вы многое поймете. Старцем Паисием владела невероятная любовь к человеку. Человек, любящий Христа не может не любить ближнего. Паисий говорил, что любовь ко Христу рождает любовь к человеку. Незадолго до его смерти, последний раз когда я его лично видел, к нему приходили несколько ребят из центральной Греции. И он их ожидал. Как часто бывало, он, не зная конкретно этих людей, и не имея никакой информации заранее, извещался Духом, что придут люди, и ко времени их прибытия уже их ждал. Так бывало очень часто. И вот, еще они не пришли, а это было на Святой Горе, и он сказал: «Придут двое ребят, и ты пойдешь и с ними, сделаешь нечто. Порубишь дрова и потом в какой-то момент придешь, – говорит, – и угостишь ребят лукумом». Я не сомневался, что придут ребята, потому что так часто бывало. Но он видел людей прежде, чем они придут, и часто знал о том, кто они и чего хотят. Это удивительно, но есть сотни свидетельств от разных людей. И я тогда, помню, не сразу угостил их лукумом. Но потом вспомнил, пошел и угостил их и понял, что между ними есть какое-то напряжение. Но ничего не было слышно. Я их угостил и ушел, не поняв конкретно, в чем было дело. Через часа два я пошел посмотреть, что там происходит. Может еще кто пришел. Но никого не было, старец был один. Он стоял на коленях прямо на земле с поднятыми к небу руками и плакал как ребенок. Я говорю: «Геронда, что с вами случилось?» Он поднялся и сказал: «Эти ребята – наркоманы. И чтобы им помочь, надо три вещи: любовь, терпение и труд. И я просил Бога, чтобы Он исцелил этих ребят, и они вернулись домой уже независимыми от наркотиков». «И Бог услышал вас?» – спросил я его. Он улыбнулся: «Да, Бог услышал меня!»

Через несколько дней пришел один отец, у которого было пятеро маленьких деток, а жена его была больна раком. Он пришел к старцу, и Паисий сильно пронялся этим человеком, потому что и сам этот отец уже был болен раком. И вот, этот человек говорил старцу: «Геронда, у меня рак, на последней стадии, у меня 5 детей, и сейчас обнаружилось, что у моей жены тоже рак. И я подумал, что если бы вы могли попросить Бога, чтобы Он забрал меня и оставил мою жену». И это старца настолько поразило! Видите, какое самопожертвование! «Пусть возьмет меня, но чтобы моя жена могла бы позаботиться о детях». Настолько старца это поразило, что он молил Бога дать ему самому рак и матери и отца этих, чтобы они могли жить, а он принял на себя их болезнь. И через несколько месяцев старец умер от рака. Его очень поражало, когда в людях было великодушие перед Богом, когда люди были готовы не просить у Бога, но отдавать Ему себя. И Бог знает, что должно быть в нашей жизни. Вот так.

 

Переглядів: 1091

Перейти до панелі інструментів